Чудотворная икона «Собор Святого Архистратига Михаила и прочих Небесных сил безплотных»

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. 

Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» .

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.
В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) . Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы. Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы , таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства  владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы  исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти  имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала  начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы  благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы  наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона . Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима , в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному .

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения .

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества ; Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов ; Уриил – огонь или свет Божий, просветитель ; Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве ; Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу .

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Иеремиил – держит в руке весы.

«Есть, без сомнения, и другие силы, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – которых мы не знаем по именам… Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однако ж не они одни составляют всех жителей небесных; их – целые… неисчислимые поколения, которых не может изобразить никакое слово».

Один из наших ближайших помощников во всех бедах – это наш Ангел- Хранитель.

Согласно церковному преданию, каждому человеку при Святом крещении Господом дается бестелесный ангел-хранитель. При этом также у человека появляется и святой небесный покровитель, в честь которого и дается церковное имя. Всю жизнь наш ангел-хранитель незримо присутствует рядом с нами, молится о нас Господу, а после нашей смерти будет оправдывать нас пред Богом.

Общение с ангелом-хранителем похоже на внутренний голос, интуицию. Но человек, находящийся в страхе, суете, раздражении, не слышит голоса ангела-хранителя. Здесь для начала нужно успокоиться. Как встревоженный ребенок, прибегающий к родителям, получает подле них успокоение и чувство защищенности, так и мы, имея веру в своего ангела-хранителя, доверяя ему, получаем вначале умиротворение, а потом слышим его ответы на наши вопросы. Слышим мы их в виде приходящих к нам неожиданных мыслей, которые чудодейственным способом вдруг решают, казалось бы, неразрешимую задачу. Сколько раз этот загадочный внутренний голос спасал каждого из нас в трудных ситуациях. Лучший способ соединиться со своим ангелом – проложить к нему широкую дорогу от своего сердца. Обращайтесь к нему каждый день, ежедневные пять минут – это уже хорошее начало.

Если с вами случилась беда, большая или маленькая, это означает одно – вы что-то делаете неправильно. И Ангел-Хранитель дает вам это понять. Хорошо бы остановиться и обратить на это пристальное внимание, понять, что именно в вашей жизни сделано не так, что не соответствует вашему внутреннему «я», где, в какой момент времени вы отвернулись от Бога внутри вас: «и не скажут: «»вот оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть» ,«один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» .

В сердце каждого человека между Богом и дьяволом ведется «невидимая брань». Но почти всегда Бог не Сам лично является людям, но доверяет своим ангелам (или святым людям) донести Свою волю. Такой порядок установлен Богом, чтобы большее число личностей было вовлечено (и этим освящено) в промысел Божий и чтобы не нарушать свободы людей, не способных выдержать личного явления Бога во всей Его славе.

Начавшись на Небе, драматичная битва добра со злом разворачивается в масштабах всей Вселенной, всего Божия творения – видимого и невидимого, физического и сверхчувственного. Участниками этого вселенского противостояния Бога и дьявола, Спасения и погибели являются все люди, весь мир.

День почитания 21 ноября.

Нужно молиться и обращаться к Архистратигу Михаилу и другим архангелам, а также иным ангельским чинам со своими самыми сокровенными просьбами.

Просите, и дано вам будет!

Молитва.

«Огнепламеннии СЕРАФИМИ, любве  Божественныя податели, молите Бога о мне.

Многоочитии ХЕРУВИМИ, светом Боговедения сияющие, ведением таинств Божии и глубины Его Премудрости просвещаемии и просвещающии, молите Бога о мне.

Богоноснии ПРЕСТОЛИ, Суда Божия праведного органы, молите Бога о мне.

Могущественнии ГОСПОДСТВА, податели власти духа над плотию, победители искушений, молите Бога о мне.

Чудотворящие крепостию своею СИЛЫ, дарующие благодать чудотворений, сило немощных и смирение озлобленных, молите Бога о мне.

Противоборцы бесовстии, святии ВЛАСТИ, укрепители во брани духовной, диавола и наветов его победители, молите Бога о мне.

Божией во вселенной установители, святии НАЧАЛА, стран и царств владыки, молите Бога о мне.

Святии АРХАНГЕЛИ, – святые веры укрепители, светом познания святого Евангелия умов просветители и таинств святыя веры открыватели, молите Бога о мне.

Святии АНГЕЛЫ, меньших тайн Божиих возвестители, добродетелей наставницы и человеков хранители, молите Бога о мне».

И по вере нашей да будет нам. Аминь.

Если у Вас возникли вопросы или что — то не понятно, Вы можете по ссылке, письменно обратиться к Мастеру опубликовавшему этот материал.

Написать Мастеру